![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
![]() |
Из опыта работы негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный детский дом-школа» во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
«Возможности православной педагогической традиции в воспитании подростка-юноши»
Автор: Г.В.Волобуев - воспитатель п. Прохоровка 2012 год
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. Тенденция ежегодного снижения здоровья учащейся молодѐжи — проблема, с которой столкнулось образование в отношении здоровья детей. На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, создание здоровьесберегающих условий. Особенно остро эта проблема стоит в детских домах и школах интернатах, т.к. туда поступают дети в основном из асоциальных неблагополучных семей, которые с момента рождения испытывали отрицательные влияния на состояние здоровья и имеют ту или иную патологию, а иногда и несколько. Для них свойственны проблемы психологические, медицинские, педагогические и социальные. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов должно рассматриваться как комплексная проблема, и задача учреждений данного типа — организовать системную комплексную медико-психолого-социально-педагогическую деятельность, скоординировать усилия специалистов различных профилей (воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, медработников и др.) на общий результат. Системный и комплексный подход в управлении процессом создания здоровьесберегающей среды в детском доме будет способствовать качественным изменениям в здоровье воспитанников и позволит увидеть положительную динамику в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей. Создание здоровьесберегающей среды в обычном образовательном учреждении — процесс сложный и многоплановый, но еще сложнее он в детских домах и школах-интернатах, т. к. эти образовательные учреждения имеют свои специфику и особенности: круглосуточное нахождение детей в учреждении; ограничение личностного пространства ребенка; ограниченность среды общения детским домом и школой; ослабленность здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их высокая заболеваемость, низкий уровень санитарно-гигиенической культуры; социальная запущенность воспитанников. В связи с этим, основной миссией детского дома является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, коррекция недостатков и отклонений в физическом и психическом развитии, формирование физической, нравственной и духовной культуры, подготовка к профессиональному самоопределению. Мы должны понимать, что воспитание – это не просто привитие навыков и привычек поведенческого характера, как значится в толковом словаре, это наполнение внутреннего мира человека особым смыслом, базирующимся на отечественной культуре, традициях, морали, неразрывно связанных на протяжении многих веков отечественной истории с православием. Воспитание – это, прежде всего формирование ценностных ориентиров, дающих понимание, каким должно быть отношение человека к миру, к себе, к другим людям. В разговоре о воспитании, в христианском понимании, нельзя придерживаться позиции так называемого свободного воспитания, при котором сам ребенок по своему разумению, не ориентируясь ни на какую систему ценностей, вправе выстраивать модель поведения в зависимости от сложившейся жизненной ситуации. Традиционное российское воспитание – это идентичность человека духовным, нравственным, историческим корням своего народа. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом и заслуживших своей жизнью уважение, почитание, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример служения высоким принципам, Богу и людям. Православная педагогика сильна тем, что имеет многовековую историческую преемственность и простирающуюся в вечность цель – спасение через доброделание; строит свое здание на незыблемом основании, имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви. Все Божественное Откровение несет в себе конкретные педагогические принципы, вооружает православного педагога благодатными советами, методами и средствами воспитания. Все это обязывает православного воспитателя не только овладевать духовными сокровищами Православия, но, прежде всего, воспитывать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь. Специфика православной педагогики состоит в понимании детства как особого этапа духовного становления человека. «Таковых есть Царство Небесное» - сказал Господь о детях (Мф. 19, 14). Для любого педагога очевидно, что столь высокая оценка детей не связана с их моральным совершенством. Особая благодатность детства заключается в реальности веры детей, их чистоте, простоте, искренности, незлобии и смирении. В то же время Православие не идеализирует ребенка, не считает, что от рождения человек всецело устремлен к добру и лишь обстоятельства жизни портят его. Оно знает, что природа любого человека повреждена первородным грехом, а потому состояние детской души нуждается в исцелении, в восстановлении его в прежнем достоинстве, в раскрытии богом данных талантов и совершенствовании личности. Работа в Прохоровском православном детском доме-школе базируется на основах православной педагогики. Она направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Высшему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Прохоровский Православный детский дом-школа–православное образовательное учреждение, реализующее функции детского дома и школы. Суть особенностей Православного детского дома-школы состоит в его специфике: контингент составляют только мальчики, примерно одного возраста, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; до 5 класса обучаются в д/д, после окончания начальной школы обучение воспитанников продолжается в православной гимназии; главная цель образования – усвоение основ наук в соответствии с Законом РФ «Об образовании», госстандартами; интеграция светского и православного подходов в процессе обучения и воспитания. За девять лет существования детского дома педагогический коллектив добился немалых успехов в воспитании и развитии мальчишек. Наши дети ежегодно участвуют и становятся победителями муниципальных, региональных, всероссийских и международных творческих конкурсов. Реализация каждого из направлений программы позволяет нам надеяться на успешную дальнейшую социализацию ребят в непростых условиях современного мира. Опыт функционирования нашего православного детского дома показывает, что существенными условиями успешности педагогического процесса в нём является: - небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно-развивающую работу и ресоциализацию воспитанников; - он устроен по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья; - ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Духовность в условиях православного детского дома трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания. Нравственность подразумевается - как совокупность общих принципов поведения воспитанников по отношению к обществу и друг к другу. Используя системный анализ, метод экспертных оценок, приемы моделирования и реконструкции, нами разработана модель социального воспитания в православном детском доме, которая включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. Социальное воспитание детей, лишенных попечения родителей, в православном детском доме протекает максимально эффективно, так как его содержание предусматривает интеграцию светского и религиозного компонентов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется па идеях семейнообразности и открытости. Исследованиями ученых всего мира давно установлено, что на здоровье человека влияет — наследственность (генетические факторы) – 15-20%; — воздействие природной среды (экологические факторы) – 10-15% — уровень медицинской помощи (эффективность работы системы здравоохранения) – 10-15%; — образ жизни человека, характер его ведущей деятельности - до 50%. Одной из самых актуальных проблем 21 века, является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка закладывается в семье. Мы же в силу специфики своей работы должны прививать навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, и в зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы. Особенность педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей мы рассматриваем как состояние физического, психического и социального благополучия. Ребёнок призван утвердиться в добре. На этом пути он нуждается в помощи взрослого. В нашем православном детском доме мы видим смысл воспитания в том, чтобы развивать и укреплять в добре силы, находящееся в детской душе, оградить ребёнка от духовных опасностей и соблазнов, и тем самым подготовить его к восприятию опыта духовной и светской жизни. Мы готовим детей к самопознанию и самовоспитанию, что и приведёт к утверждению в добре и спасению. Осознание этого позволяет решать многие личные, профессиональные проблемы и является верным путём к возрождению России.
|
|
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
||
|
|
|
|
|