|
|
|
|
|
|
|
||
Из опыта работы негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный детский дом-школа» во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
«Новые подходы в воспитательной системе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор успешности подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в социуме»
Автор: И.Н.Агафонова- директор п. Прохоровка 2012 год
Одна из проблем нашего времени - это рост числа детей, родители которых лишены права воспитывать своих детей в силу их собственной духовной и нравственной деградации. Накоплен определенный опыт духовно-нравственного просвещения, растет интерес к православию как истокам русской культуры, фактическим стал поиск выхода из нравственного тупика в процессе объединения усилий государства и Церкви.
По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и губернатора Белгородской области Е.С.Савченко 7 декабря 2002 года открылся Прохоровский Православный детский дом-школа на 20 воспитанников-мальчиков, построенный на средства депутата Государственной думы РФ Сергея Викторовича Муравленко. Учредитель: Православная религиозная организация – Белгородская и Старооскольская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Софинансирование: управление социальной защиты населения Белгородской области.
Прохоровский Православный детский дом- школа - одно из первых православных образовательных учреждений, реализующих функции детского дома и школы.
Суть особенностей Православного детского дома состоит в его специфике: -контингент составляют только мальчики, примерно одного возраста которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -все имеют негативный опыт вхождения в социум; - до 5 класса обучаются в д/д, после окончания начальной школы обучение воспитанников продолжается в православной гимназии.
Главные цели образования:
Главная задача воспитания– воспитать достойных граждан России, православных людей, которые могли бы в дальнейшем прийти на помощь Отчизне, стать ее созидателями.
Создана ПРОГРАММА гендерного воспитания мальчиков на основе духовно-нравственных ценностей в условиях православного детского дома-школы.
В процессе воспитания мальчиков особо следует обратить внимание на развитие качеств, которые должны быть присуще мужчине (физическая сила и выносливость, выдержка, способность переносить лишения и значительные трудности, деловая сноровка-«мастер на все руки», готовность всегда прийти на помощь слабому, великодушие, смелость, заботливое и покровительственное отношение к девочке, девушке, женщине». Расположение детского дома-школы на славной военной историей Прохоровской земле и желание учредителей избавить детей от комплекса обездоленности возродило традиционно-историческую форму православной дружины, получившей название «Белгородская Православная дружина во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла». Создание Православной дружины стало новым серьезным шагом в решении проблем патриотического воспитания. Согласно образовательным целям и задачам, содержание воспитательного процесса ориентировано на основные качества личности выпускника: Гражданственность, Духовность, Эстетичность, Патриотизм и Физическое совершенство.
Направления деятельности:
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Основные принципы формирования у мальчиков духовно-нравственных качеств и гражданской позиции:
Патриотическое воспитание и гражданское становление личности воспитанников основывается на том, что Русская Православная Церковь являет собой образец беззаветного служения русскому народу и Отечеству, долга и чести россиянина. Традиционными для воспитанников стали с показательные выступления рукопашному бою, военно- спортивные праздники «Вперед, мальчишки!», «Зарничка», «Безопасное колесо», «Осенняя тропинка», проводимые совместно с работниками таможенных служб области, ассоциации ветеранов и сотрудников спецподразделений, ветеранов войны в Афганистане, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями казачества Белгородской области.
Трудовое воспитание рассматривается нами как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность воспитанника в соответствие с существующими нормами, правилами и традициями. В летний период в детском доме создаются трудовые бригады, что позволяет выработать у мальчиков ответственное отношение к порученному делу, исполнительность, чувство коллективизма. Каждый воспитанник имеет свой трудовой объект (послушание) в детском доме и на его территории с учётом возраста и желания. Ведется профориентационная работа. Важной формой трудовой адаптации детей является совместная работа воспитанников и сотрудников на приусадебном участке и огороде д/д. Мальчики с интересом работают в столярной мастерской. Одним из ведущих направлений воспитания является формирование эстетической культуры. Эстетическое воспитание ориентировано на развитие способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в окружающей действительности, в других людях, в себе. Все воспитанники д/д получают дополнительное образование не только на занятиях в детском доме, но и в Школе искусств, детско-юношеской спортивной школе. Традиционными для воспитанников стали концертные программы. В прошедшем учебном году воспитанниками было дано более 50 концертных программ для гостей детского дома, жителей поселка и области, студентов областных учебных заведений
Неотъемлемой частью развития целостной личности выступает физическое воспитание. Мы исходим из положения «В здоровом теле – здоровый дух». Важным результатом целенаправленной работы стало получение диплома-сертификата 6 KYU (белый пояс) от Московского Центра реального айкидо (12 воспитанников). 10 воспитанников из футбольной команды д/д входят в основной состав сборной районной команды юношей. В 2009 г. 9 воспитанников получили III юношеский разряд по спортивному туризму. В 2011 году 8 воспитанников приняли участие в Седьмой Спартакиаде России по самбо в г. Москва. 2012 год – победа в районном турнире по футболу на Кубок газеты «Истоки».
Традиционно воспитанники участвуют в соревнованиях по футболу, готовят показательные выступления по гимнастике и рукопашному бою, участвуют в турнирах по шашкам и теннису.
Являясь негосударственным учреждением, детский дом-школа имеет большой потенциал для своей деятельности. Для детского дома характерен целенаправленный и достаточно широкий диапазон сотрудничества с Православной Церковью, с государственными образовательными учреждениями и различными организациями района, области.
Все вышесказанное учитывается в системе воспитания детского дома-школы. Чтобы осуществить все намеченное нам необходимо много сделать, но многое уже сделано: В детском доме-школе работают кружки по следующим направлениям:
1. художественно-эстетическое - «Хор духовной музыки»; «Этикет» 2. музыкальное - «Инструментальное исполнение»; хор 3. танцевально-хореографическое – «Хореография»; 4. художественное - «Волшебная кисть»; «Художественное выжигание»; 5. физкультурно-оздоровительное – «Рукопашный бой», баскетбол, теннис, футбол, русская лапта; 6. краеведческое – «Духовное краеведение»; 7. туристическое – «Спортивный туризм»; 8. техническое – «Техническое творчество».
Внешние кружки: ФОК (плавание), ДЮСШ (футбол, теннис, шахматы), Школа искусств (аккодион, баян, фортепиано, балалайка, ударные иструменты, хор). Наличие кружков, позволяет каждому воспитаннику найти занятие «по душе», реализовать свои способности.
Только в 2012 году воспитанники стали участниками 76 конкурсов и получили 113 грамот и дипломов различной степени.
Наиболее яркими стали встречи воспитанников с первыми лицами страны: Важным итогом работы, проводимой в нашем доме, являются результаты достижений воспитанников и педагогов. Наиболее яркими стали победы: 2009 год - НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» внесен в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»; 2010-2011 год- наш дом занял 1 место по результатам работы по решению социальных, педагогических и иных вопросов детей; 2011 год - авторский проект «Мастерская труда и ремесла» стал победителем Всероссийского грантового конкурса «Православная инициатива». 2012 год – наш дом занесен на районную Доску почета; 2012 год – победа во Всероссийском конкурсе детского творчества «Созвездие» в номинации «Театральная» и «Инструментальная»; 2012 год – победа в международном фестивале «Детство без границ» в номинации декоративно-прикладное творчество.
Предполагаемый образ выпускника детского дома-школы
Главные качества личности выпускника НОУ «Прохоровского Православного детского дома – школы»:
Основные личностные образования:
Выпускник НОУ «Прохоровский Православный детский дом – школа» способен и стремится:
Уважаемые коллеги, я попыталась изложить теоретически и наглядно показать, нашу работу. Надеюсь, что какие-то аспекты вас заинтересовали, мы рады будем поделиться с Вами имеющимися наработками.
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|