Из опыта работы негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный детский дом-школа»

во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

 

«Новые подходы в    воспитательной   системе образовательных учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, как фактор успешности подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в социуме»

 

Автор: И.Н.Агафонова- директор                                                                                                     

                                                                                                                 п. Прохоровка 2012 год

 

 Одна из проблем нашего времени - это рост числа детей, родители которых лишены права воспитывать своих детей в силу их собственной духовной и нравственной деградации. Накоплен определенный опыт духовно-нравственного просвещения, растет интерес к православию как истокам русской культуры, фактическим стал поиск выхода из нравственного тупика в процессе объединения усилий государства и Церкви.

 

По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и губернатора Белгородской области Е.С.Савченко 7 декабря 2002 года открылся Прохоровский Православный детский дом-школа на 20 воспитанников-мальчиков, построенный на средства депутата Государственной думы РФ Сергея Викторовича Муравленко.

Учредитель: Православная религиозная организация – Белгородская и Старооскольская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

 

Софинансирование: управление  социальной защиты населения Белгородской области.

 

Прохоровский Православный детский дом- школа - одно из первых православных образовательных учреждений, реализующих функции детского дома и школы.

 

Суть особенностей Православного детского дома состоит в его специфике:

-контингент составляют только мальчики, примерно одного возраста которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-все имеют негативный опыт вхождения в социум;

- до 5 класса обучаются в д/д, после окончания начальной школы обучение воспитанников продолжается в православной гимназии.

 

Главные цели образования:

  • ·  Усвоение основ наук в соответствии с Законом РФ «Об образовании», госстандартами.

  • ·  Интеграция светского и православного подходов в процессе обучения и воспитания.

Главная задача воспитания воспитать достойных граждан России,  православных людей, которые могли бы в дальнейшем прийти на помощь Отчизне, стать ее созидателями.

 

Создана ПРОГРАММА гендерного воспитания мальчиков  на основе духовно-нравственных ценностей в условиях православного детского дома-школы.

 

В процессе воспитания мальчиков особо следует обратить внимание на развитие качеств, которые должны быть присуще мужчине (физическая сила и выносливость, выдержка, способность переносить лишения и значительные трудности, деловая сноровка-«мастер на все руки», готовность всегда прийти на помощь слабому, великодушие, смелость, заботливое и покровительственное отношение к девочке, девушке, женщине».

Расположение детского дома-школы на славной военной историей Прохоровской земле и желание учредителей избавить детей от комплекса обездоленности возродило традиционно-историческую форму православной дружины, получившей название «Белгородская Православная дружина во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла». Создание Православной дружины стало новым серьезным шагом в решении проблем патриотического воспитания.

Согласно образовательным целям и задачам, содержание воспитательного процесса ориентировано на основные качества личности выпускника: Гражданственность, Духовность, Эстетичность, Патриотизм и Физическое совершенство.

 

Направления деятельности:

  • § Духовно-нравственное воспитание личности жителя Православного детского дома-школы;

  • § Патриотическое воспитание и гражданское становление личности воспитанника;

  • § Профессиональное ориентирование и самоопределение;

  • § Трудовая культура как результат трудового воспитания;

  • § Формирование эстетической культуры;

  • § Физическое воспитание и культура.

 

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

Основные принципы формирования у мальчиков духовно-нравственных качеств и гражданской позиции:

  • 1.     Принцип природособразности (родился мальчиком – будущий мужчина);

  • 2.     Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

  • 3.     Принцип сотрудничества (внешнее и внутреннее);

  • 4.     Деятельностный подход (проблемные ситуации – пути решения детей);

  • 5.     Возрастной подход (физиологических и психических особенностей);

  • 6.     Личностно-ориентированный подход (учет умственных способностей)

  •           В д/д организованы часы духовного общения с приглашением служителей храма, встречи с Владыкой, посещения Церкви в воскресные и праздничные дни. Дети исповедуются, причащаются. К главным православным праздникам готовятся театрализованные представления  («Празднование Казанской иконе Божией Матери», «Рождество Христово», «Светлое Воскресение Христово»). Воспитанники детского дома принимают участие в благотворительных акциях:

  • *    «Вслед за Рождественской звездой» (в рамках акции даны концерт для пожилых людей Прохоровского дома ветеранов, жителей п.Прохоровка);

  • *    «От Рождества до Пасхи» (концерты, встречи, выставки, конкурсы, посещение храмов, встреча Благодатного огня и т.д.);

  • *    Акция «65-летию Великой Победы – 65 добрых дел Белгородчины»

  • *    Фестиваль «Славе не меркнуть. Традициям жить

 

             Патриотическое воспитание и гражданское становление личности воспитанников основывается на том, что Русская Православная Церковь являет собой образец беззаветного служения русскому народу и Отечеству, долга и чести

россиянина.

Традиционными для воспитанников стали  с показательные выступления рукопашному бою, военно- спортивные праздники «Вперед, мальчишки!», «Зарничка», «Безопасное колесо», «Осенняя тропинка», проводимые  совместно с работниками таможенных служб области, ассоциации ветеранов и сотрудников спецподразделений, ветеранов войны в Афганистане, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями казачества Белгородской области.

 

Трудовое воспитание рассматривается нами как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность воспитанника в соответствие с существующими нормами, правилами и традициями.

       В летний период в детском доме  создаются  трудовые бригады, что позволяет выработать у мальчиков ответственное отношение к порученному делу, исполнительность, чувство коллективизма. Каждый  воспитанник имеет свой трудовой объект (послушание) в детском доме и на его территории с учётом возраста и желания. Ведется профориентационная работа. Важной формой трудовой адаптации детей является совместная работа воспитанников и сотрудников на приусадебном участке и огороде д/д. Мальчики с интересом работают в столярной мастерской.       

        Одним из ведущих направлений воспитания является формирование  эстетической культуры. Эстетическое воспитание ориентировано на развитие способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в окружающей действительности, в других людях, в себе.

Все воспитанники д/д получают дополнительное образование не только на занятиях в детском доме, но и  в Школе искусств,  детско-юношеской спортивной школе. Традиционными для воспитанников стали концертные программы.   В прошедшем учебном году воспитанниками было дано более 50 концертных программ для гостей детского дома, жителей поселка и области, студентов областных учебных заведений

 

      Неотъемлемой частью развития целостной личности выступает физическое воспитание. Мы исходим из положения «В здоровом теле – здоровый дух».

Важным результатом целенаправленной  работы стало получение диплома-сертификата 6 KYU (белый пояс) от Московского Центра реального айкидо (12 воспитанников).

10 воспитанников из футбольной команды д/д входят в основной состав сборной районной команды юношей.

В 2009 г. 9 воспитанников  получили III юношеский разряд по спортивному туризму.

         В 2011 году 8 воспитанников приняли  участие в Седьмой Спартакиаде России по самбо в г. Москва.

2012 год – победа в районном турнире по футболу на Кубок газеты «Истоки».

     

Традиционно  воспитанники участвуют в соревнованиях по футболу, готовят показательные выступления по гимнастике и рукопашному бою, участвуют в турнирах по шашкам и теннису.

 

        Являясь негосударственным учреждением, детский дом-школа имеет большой потенциал для своей деятельности. Для детского дома характерен  целенаправленный и достаточно широкий диапазон сотрудничества с Православной Церковью, с государственными образовательными учреждениями и различными организациями района, области.  

Все вышесказанное учитывается в системе воспитания детского дома-школы. Чтобы осуществить все намеченное нам необходимо много сделать, но многое уже сделано:

В детском  доме-школе работают кружки по следующим направлениям:

 

1. художественно-эстетическое  - «Хор духовной музыки»; «Этикет»

2. музыкальное -  «Инструментальное исполнение»; хор

3. танцевально-хореографическое – «Хореография»;

4. художественное  - «Волшебная кисть»; «Художественное выжигание»;

5. физкультурно-оздоровительное – «Рукопашный бой», баскетбол, теннис,  

футбол, русская лапта;

6. краеведческое – «Духовное краеведение»;

7. туристическое – «Спортивный туризм»;

8. техническое – «Техническое творчество».

 

Внешние кружки: ФОК (плавание), ДЮСШ (футбол, теннис, шахматы), Школа искусств (аккодион, баян, фортепиано, балалайка, ударные иструменты, хор).

Наличие кружков, позволяет каждому воспитаннику найти занятие «по душе», реализовать свои способности.

 

      Только в 2012 году воспитанники стали участниками 76 конкурсов и получили 113 грамот и дипломов различной степени.

 

Наиболее яркими стали встречи воспитанников с первыми лицами страны:

                      Важным итогом  работы, проводимой в нашем доме, являются  результаты достижений воспитанников и педагогов. Наиболее яркими стали победы:

   2009 год - НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» внесен

   в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;

2010-2011 год- наш дом занял 1 место по результатам работы по решению социальных, педагогических и иных вопросов детей;

2011 год - авторский проект «Мастерская труда и ремесла» стал победителем Всероссийского грантового конкурса «Православная инициатива».

2012 год – наш дом занесен на районную Доску почета;

2012 год – победа во Всероссийском конкурсе детского творчества «Созвездие»  в номинации «Театральная» и «Инструментальная»;

2012 год – победа в международном фестивале «Детство без границ» в номинации декоративно-прикладное творчество.

 

Предполагаемый образ выпускника детского дома-школы

       

Главные качества личности выпускника НОУ «Прохоровского Православного детского дома – школы»:

  • ·        любовь к Богу

  • ·        любовь к Отечеству

  • ·        любовь к человеку

  • ·        любовь к окружающему миру.

Основные личностные образования:

  • ·        аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • ·        свидетельство об окончании музыкальной школы;

  • ·        навыки миссионерской деятельности (знание предмета, ораторские способности, собственная убежденность, искренность).

 

Выпускник НОУ «Прохоровский Православный детский дом – школа» способен и стремится:

  • ·        выполнять свой гражданский долг перед Отечеством и людьми, хранить и защищать свое Отечество, бороться с его врагами;

  • ·        ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои поступки;

  • ·        быть трудолюбивым, избегать лени, любить свою землю, использовать полученные профессиональные навыки на благо малой родины;

  • ·        уметь благодарить Бога и людей, быть благодарным;

  • ·        уметь прощать обидчиков и забывать все обиды;

  • ·        быть твердым в испытаниях, не впадать в отчаяние;

  • ·        сорадоваться в радостях ближних и сопереживать в их горе.

 

Уважаемые коллеги,  я попыталась изложить теоретически и наглядно показать, нашу работу. Надеюсь, что какие-то аспекты вас заинтересовали, мы рады будем  поделиться с Вами имеющимися наработками.

     

 

 

вернуться к списку статей