Из опыта работы негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный детский дом-школа»

во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

«Инновации в дополнительном образовании воспитанников

НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа»

во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла»

 

Автор: Е.П.Глазунова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 

                                                                                                 п. Прохоровка 2012 год

 

 

 

«…Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе»

(2010  г., из послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному собранию)

 

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы, а у воспитанников детского дома - после выхода из детского дома  в самостоятельную жизнь. В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов и подготовкой воспитанника к самостоятельной жизни. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, обучению воспитанников практическим жизненным навыкам и подготовке к самостоятельной жизни.

       Инициатива «Наша новая школа» поднимает вопрос о необходимости перестроиться в направлении освоения компетентностей в сфере самостоятельной, познавательной, проектно – исследовательской деятельности. По словам Президента РФ Д.А. Медведева, система дополнительного образования, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Прохоровский православный детский дом-школа – одно из первых православных образовательных учреждений, реализующих функции детского дома и школы. Среди целей образовательного процесса важное место занимает интеграция светского и православного подходов в процессе обучения и воспитания.

Суть особенностей православного детского дома-школы состоит в его специфике:

- контингент составляют только мальчики, примерно одного возраста, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- все имеют негативный опыт вхождения в социум;

- до 5 класса обучаются в д/д, после окончания начальной школы обучение воспитанников продолжается в православной гимназии.

 

На 1 сентября 2012 года в НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» все воспитанники обучаются в 9-10 классах и в ближайшем будущем перед каждым из них станет выбор ВУЗа или СУЗА, который в дальнейшем надолго определит их профессию, жизнь, судьбу. Поэтому необходимо уже сегодня проделать работу по профессиональному самоопределению и дальнейшей успешной адаптации будущих выпускников.

А что такое для наших мальчишек выбор профессии? Это разумно организованное дополнительное образование в детском доме. И при определении вектора движения в этом направлении мы предлагаем поставить во главу угла (при организации дополнительного образования) индивидуальные возможности и потребности воспитанника,  и идти от его личности, к будущей профессии, а не наоборот.

В детском  доме-школе в течение10 лет используются как традиционные, так и инновационные методы, приемы, формы работы  с воспитанниками.

Традиционными стали кружки по следующим направлениям:

1. Художественно-эстетическое – «Хор духовной музыки», Театраль

ная студия, «Этикет»;

2. Музыкальное – «Инструментальное исполнение»;

3. Танцевально-хореографическое – «Хореография»;

4. Художественное – «Волшебная кисть»;

5. Физкультурно-оздоровительное – «Рукопашный бой», гимнастика,  

 футбол, айкидо;

6. Краеведческо-патриотическое – «Строевая подготовка», Военно-

 патриотический кружок;

7. Техническое – «Техническое творчество».

 

Учитывая гендерное воспитание и образование, созданы и прошли экспертизу областного экспертного совета области  (решение от 23.06.2009 года) три авторские программы дополнительного образования («Рукопашный бой» автор В.А.Ермаков, «Здоровейка» - Л.В.Лашина, «Строевая подготовка» - Г.В.Волобуев). Они являются уникальными, «штучными» программами дополнительного образования детей.

 

Наличие кружков, позволяет каждому воспитаннику найти занятие «по душе», реализовать свои способности. Мальчики  получают дополнительное образование не только на занятиях в детском доме, но и в Школе искусств, районной детско-юношеской спортивной школе (футбол, теннис, шахматы, плавание).

В мае 2011 г. 17 воспитанников получили СВИДЕТЕЛЬСТВО об окончании «Прохоровской детской школы искусств» по специальности «хоровое пение», 7 человек получили дополнительную специальность (аккордеон, баян, фортепиано, балалайка, ударные инструменты). Но ежегодно музыкальную специальность получают десятки детей Прохоровского района,  чем же наши дети отличаются? Воспитанники детского дома регулярно посещают Петропавловский храм, где во время богослужения исполняют песнопения на клиросе, а это дополнительная специальность в ближайшем обозримом будущем, ведь такие знания и умения в простом кружке не получишь. Традиционными для воспитанников стали концертные программы для гостей детского дома, жителей поселка и области, студентов областных учебных заведений.

         Но закрыли ли мы потребность детей, всё ли предложили, что им хотелось бы? Эти вопросы постоянно будоражили наши умы. В мае 2011года  с мальчиками проведена первичная профдиагностика с привлечением специалистов ГОУ «Центр занятости населения» п. Прохоровка, обеспечившая возможность получения каждым воспитанником данных о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Для сбора сведений использовались диагностики двух видов: минимум – диагностирование и углубленная диагностика. Минимум – диагностирование позволило изучить личные качества с целью определения дальнейшего «маршрута» ребенка; углубленная диагностика очертила проблемные зоны развития, наличие личностных ресурсов, возможных путях сопровождения и профессионального определения воспитанника.

Постоянный мониторинг позволил выявить в 2011 году новое направление (по опросам воспитанников в апреле 2011 г., 16 (76%) из 21 человека) хотели бы получить навыки, так нужные мальчишкам нашего учреждения – слесарное дело и изучение основ управления автомобилем.  Полученные результаты стали толчком для создания проекта «Мастерская труда и ремесла» - победителя Всероссийского грантового конкурса «Православная инициатива» (по результатам которого детский дом получил денежные средства в размере 500 тыс. рублей на реализацию проекта).  

Приоритетными принципами этого проекта стали:

  • 1.     Свободный выбор ребёнком видов и сферы деятельности.

  • 2.     Ориентация на личностные интересы, потребности, способности воспитанника.

  • 3.     Возможность свободного самоопределения и самореализации мальчиков.

  • 4.     Единство обучения, воспитания, развития.

 

В перспективе от реализации проекта выигрывает воспитанник д/д. Предусмотренные проектом формы и методы  профориентации позволят мальчишкам сделать осознанный выбор жизненного пути. Они получат знания о видах профессий, своих индивидуальных способностях,  навыки изготовления сувенирной продукции, деревянных наборов для кухни, росписи по дереву, ремонту мебели, по обустройству собственного жилья, умения работать на деревообрабатывающих станках, слесарными  инструментами. Администрацией детского дома заключен договор с Сувенирной лавкой музея «Третье ратное поле России» о реализации продукции, изготовленной нашими воспитанниками.

В 2012 году мониторинг потребностей воспитанников  выявил очередное актуальное для них направление – автодело и приобретение дополнительной специальности «водитель»,  в связи с чем в работу педколлектива внесены изменения и корректировка плана работы администрации, направленные на максимальное удовлетворение данной потребности наших воспитанников.

Дополнительное образование детей НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая потребности будущих выпускников.

Выработанные принципы в реализации дополнительного образования и лежащие в их основе идеи, позволили НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» определиться и занять «свое» место в образовательной среде поселка, области и страны (опыт детского дома включен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»).

 В конце хочется еще раз вернуться к идее озвученной ранее: зная желание детей, имея хорошее кадровое обеспечение и начиная отсчет от потребности  ребенка, любой педагог получит высокие результаты, а ребенок качественное дополнительное образование.      

 

 

 

вернуться к списку статей