Сценарий воспитательного  мероприятия

 

Мероприятие для воспитанников старшего школьного возраста

 

Автор: Г.В. Волобуев

 

Тема: «Святые воины. Георгиевские награды»

 

Оборудование: проектор, экран, ПК, карта «Белгородской и Старооскольской епархии»

 

Цели и задачи:

 

Образовательная: Вспомнить святых воинов, особо чтимых и                   прославленных Русской Православной Церковью. Ознакомить ребят с Георгиевскими наградами.

Развивающая: Способствовать развитию следующих умений: выделять главное, анализировать и обобщать. Работа с компьютером.

Воспитательная: Продолжить формирование чувства любви и  к Отечеству и его историческому прошлому.

 

Предварительная подготовка: оформление помещения, подготовка


 

театрализованного представления, подготовка выступлений по теме занятия.

Организационный момент:

Сообщение темы и целей занятия.

Ход занятия:

 Вступительное слово воспитателя:

 Вы часто посещаете храм Первоверховных апостолов Петра и Павла, поэтому хорошо знакомы с его великолепным внутренним убранством.

По иконам и ликам святых можно изучать военную историю государства Российского.

Приходя в храм Петра и Павла, мы порой не замечаем полностью его великолепное убранство:

 роспись стен, изображения на иконостасе, иконы находящиеся в притворе. А ведь по этим образам можно  изучать историю государства Российского в лицах. В храме находятся иконы – Ильи Муромца, богатыря, сражавшегося с кочевниками, Александра Невского, спасшего страну от варяг, помешавшего установить на Руси католическую веру… Наш храм  не случайно построен именно здесь – на месте Великого Танкового сражения. Во все времена  вера в Бога определяла духовный облик российского воина, давала ему силу духа и стойкость в бою. Ибо только вера дает силы сокрушить мощь любого врага.

Вопрос воспитателя: почему наш храм назван в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла?

Ответ: Храм назван так потому,что 12 июля 1943 года состоялось Прохоровское танковое сражение. Его воздвигли в честь погибших воинов, а 12 июля день Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Великое множество воинов своим мужеством, готовностью пожертвовать собой ради Веры и Отечества, ради родных и близких не раз спасали свой народ тогда, когда гибель казалась неизбежной. Сегодня мы познакомимся со святыми воинами, которых наиболее чтит и прославляет Русская Православная Церковь и наградами для офицеров и солдат.

А сейчас ребята покажут небольшую историческую инсценировку. Пока будет идти представление, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: О каком историческом событии идет речь и кто его герои?

                                        

Фрагмент театрализованного представления.

Рассказчик:

Дмитрий, боголюбивый князь, с дружиной

Приехал к Сергию просить благословенья

Перед большим решающим сраженьем.

Князь Дмитрий:

Благослови, святой отец.

Суров Мамай,

Несметную собрал в Орде он рать,

Чтоб разорить и сжечь дотла наш край

И веру православную попрать!

Сергий:

Тогда иди! И да поможет Бог

Отчистить нашу землю от врагов!

Князь Дмитрий:

Если Бог мне поможет, поставлю монастырь во имя Пречистой Богоматери.

Рассказчик:

Окинул Сергий войско мудрым взором:

Блестели шлемы, латы и кольчуги.

Сергий:

Дорогие други! –

Богатыри, лихие удальцы!

Полягут многие за Русь на бранном поле,

Сыра-земля напьется крови вволю,

Плетутся вам небесные венцы!

И чтобы час победы нам приблизить,

На бой пойдут монаха два моих

Князь Дмитрий:

А кто они такие, и, что могут?

Пересвет:

Я Александр Пересвет, дружинник бывший брянский.   

Ослябя:

А я Андрей Ослябя, боярином любутским раньше был,

И с Пересветом я вдвоем служил, татар побили мы немало.

Сергий:

Склоняюсь я перед Господом с мольбой!

Ободрись, князь! Победа – за тобой!

Не бойся ничего, иди вперед!

Тебя Святая Троица спасет!

А воин мой монах, татарина копьём проткнет

И оба наземь упадут, и тем сражение начнут.

Воспитатель:

О каком историческом событии 14 века идет речь?

Воспитанник:

В этой сцене ребята показали приезд князя Дмитрия Ивановича к Сергию Радонежскому для получения благословения на Куликовскую битву.

Воспитатель:

Как звали монахов, отправившихся вместе с князем Дмитрием на битву?

Воспитанник:

Монахов, отправившихся вместе с князем Дмитрием на битву, звали Пересвет и Ослябя.

Воспитатель:

Какое прозвище после сражения на Куликовом поле  получил  московский князь Дмитрий, и с чем это было связано?

Воспитанник:

После победы князя стали называть Дмитрий Донской, так как сражение проходило вблизи великой русской реки Дон.

Воспитатель:

Ребята! Вы заранее были разделены на две группы. Каждая группа получила свое  задание –  подготовить сообщения по темам: «Святые воины» и «Георгиевские награды».

 

 

                                         Содержание:

 

№ 1 Святые воины.

Содержание:

слайд №1. Георгий Победоносец.

слайд № 2. Илья Муромец                                

слайд №3. Александр Невский

слайд №4 Дмитрий Донской

 

№2. Георгиевские награды.

Содержание:

слайд №1. Екатерина вторая

слайд №2. Георгиевский орден                               

слайд№3.  Знак  отличия   Георгиевского ордена

слайд №4 Георгиевские кавалеры


 

Показ слайдов сопровождается кратким устным изложением воспитанников


 

 № 1 Святые воины.

слайд №1. Георгий Победоносец.

 

Рассказ воспитанника:

Георгий был родом из Каппадокии – области в Малой Азии. Вырос в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.

Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императора чем сильно его рассердил. За веру в Христа Георгий подвергся страшным мучениям: его ноги были закованы в колодки а на грудь положили тяжелый камень, Крутили на колесе под которым были  устроены доски с ножами, закапывали на 3 дня в извести, обували в железные раскаленные сапоги, били так что тело и кровь смешивались с землей, пытались отравить, но Георгий оставался невредимым. Языческие жрецы потребовали смертной казни. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года.

 

слайд № 2. Илья Муромец  

 

Рассказ воспитанника:

Достоверных сведений о жизни преподобного Ильи Муромца сохранилось немного. Родился он в 1143 г. в крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом. Народное предание отождествило его со знаменитым былинным богатырём Ильей Муромцем о котором складывались былины. До 30 лет Илья был парализован, а потом получил чудесное исцеление от 3 вещих старцев. Илья много лет был в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Он прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для защиты Отечества и русских людей.  В одном из боев с половцами получил неизлечимую рану в грудь, и повинуясь зову сердца принял монашеский постриг. Так поступали многие воины, заменяя меч железный, мечем духовным. Скончался Илья  Муромец в 1188 году и был похоронен в богатырском приделе Софийского собора.                   

 

слайд №3. Александр Невский

 

Рассказ воспитанника:

Свой полководческий талант новгородский князь Александр Ярославович проявил, когда ему было 20 лет. В июле на берегах Невы высадилось шведское войско во главе с герцогом Биргером. Шведы хотели захватить северную Русь и обратить местных жителей в Католическую веру.  Александр не стал дожидаться шведского войска в Новгороде и выступил ему навстречу. Ранним утром 15 июля он атаковал шведов в том месте где река Ижора впадает в реку Неву. Шведские войска были разбиты полностью. Лишь немногим удалось спастись бегством. После этого сражения князь получил прозвище – Невский.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера были наголову разбиты немецкие рыцари.

В результате этой победы, была сорвана попытка Тевтонского ордена -  навязать Руси католицизм. Перед смертью Александр принял схиму с именем Алексия.

 

слайд №4. Дмитрий Донской

 

Рассказ воспитанника:

Весной 1380 года монгольские войска остановились на берегах реки Воронеж. Когда князь московский Дмитрий Иванович узнал об этом, то сказал так: « Братья! Пойдем против окаянного, безбожного и нечестивого сыроядца Мамая. Станем за Православную веру христианскую и за святые церкви». По всей стране был объявлен сбор войск для сражения с Мамаем. За духовной поддержкой князь обратился к Преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный благословил его, дал в помощь двух своих монахов Пересвета и Ослябю и предсказал победу.

Сражение состоялось 8 сентября (по старому стилю) в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле, в том месте, где река Непрядва впадает в Дон.

Сражение начали два богатыря: Пересвет и Челубей. Оба погибли, пронзив друг друга копьями. Сам Дмитрий принимал участие в сражении в одеянии простого ратника и чуть не погиб. После сражения его долго искали и нашли лежащего без сознания, заваленного погибшими воинами. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий стал именоваться Донским.

 

Воспитатель: Кто может дополнить услышанное?

 

№2. Георгиевские награды.

 

слайд №1. Екатерина вторая

 

Рассказ воспитанника:

Идея иметь награду, которая вручалась бы за боевые заслуги, принадлежала Петру первому. Его замысел воплотила в жизнь Екатерина вторая. В 1769 году императрица утвердила новый орден для офицеров отличившихся на поле боя.

 

слайд № 2. Георгиевский орден                               

 

Рассказ воспитанника:

Имя святого для воинской награды взято неслучайно. Георгий Победоносец являлся одним из наиболее почитаемых воинов на Руси. Первым из князей, принявшим второе церковное имя Георгий, был Ярослав Мудрый. После победы над печенегами в 1036 году он основал в Киеве монастырь в честь своего небесного покровителя. Освящен он был 26 ноября – 9 декабря по новому стилю. Этот день стал впоследствии днем утверждения ордена. В 1053 году в Киеве был освящен первый храм в честь Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и награждение велось, начиная с самой низшей – 4 степени.

 

слайд №3. Знак отличия Георгиевского ордена

 

Рассказ воспитанника:

В феврале 1807 года был утвержден знак военного ордена для нижних чинов. Солдаты его называли «Егорием» 5-й степени. В 1856 году орден был подразделен на 4 степени. Для солдат с не православным вероисповеданьем на ордене изображался не Георгий Победоносец, а двуглавый орел. В 1913 году орден стал официально называться Георгиевским крестом.

 

 

слайд №4 Георгиевские кавалеры

 

Рассказ воспитанника:

Заслужить георгиевский орден было очень трудно. За всю его историю лишь 4 полководца стали полными кавалерами ордена:

 - Михаил Илларионович Кутузов,

 - Михаил  Богданович Барклай-де-Толли,

 - Иван Иванович Дибич,

 - Иван Федорович Паскевич.

Самые известные полные кавалеры солдатского Георгия были:

Василий Иванович Чапаев и Михаил Семенович Буденный. Имели георгиевские кресты маршалы Жуков и Малиновский.

 

Подведение итогов занятия.

 

Вопрос воспитателя: Ребята, как вы думаете какому государственному празднику  было посвящено сегодняшнее занятие?

Ответ: Сегодняшнее занятие было посвящено празднику Дню Героев Отечества.

Вопрос воспитателя: Почему вы так думаете?

Ответ: Я так думаю,  потому что сегодня  мы познакомились с подвигами святых воинов и наградами для солдат и офицеров.

 

Воспитатель:

 

Теперь вам предстоит выставить оценку другой группе. У вас на столах находятся разноцветные карточки. Каждая из которых означает определенную оценку: красный цвет оценка 5, синий 4.

Оценивает другую команду каждый участник группы.

 

После выставления оценок воспитатель обращается к воспитанникам:

 

- Чему научило вас это занятие? Что особенно запомнилось вам?

 

 

 

 

 

вернуться к списку разработок